ФЭНДОМ

Шаблон:Redirect Шаблон:Художник Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (Шаблон:Lang-hy, 18171900) — всемирно известный российский художник-маринист армянского происхождения, коллекционер. Брат армянского историка, священника Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских Править

Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Репсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна[1].Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении[2] [3]) в XVIII в.;[4] [5] известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова; однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян) [1] [2] [3] [6] [7] [8]. Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.[9]

Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что его предки были турецкого происхождения. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что его дед (согласно Блудовой по женской линии [10] ) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант: солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского[11].

Биография Править

После переселения в Феодосию Константин Гайвазовский (1771—1840) женился на местной армянке Репсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Гайвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 г. он разорился. Поэтому детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга; учился у М. Н. Воробьева и Ф. Таннера, а также и у В. Е. Раева.

В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (184044), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.

В 1839 году по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Н. Н. Раевского написал «Десант отряда в долине Субаши». Картину приобрёл император Николай I. В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Скончался Айвазовский во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркиса. На мраморном надгробии в форме саркофага надпись на древнеармянском из Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»[12].

Библиография Править

Файл:Cms.ashx.jpg
  • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989.
  • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965.
  • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987.
  • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986.
  • Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967.
  • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817—1900. — М., 1962.
  • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М., 1970.

Фильмография Править

Память об Айвазовском Править

Памятник Править

15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в России памятник знаменитому художнику-маринисту. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу.
Скульптор: заслуженный художник России, лауреат государственной премии Владимир Горевой

В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие представители властей: правительства Санкт-Петербурга, законодательного собрания северной столицы, администрации Кронштадта. Кроме этого присутствовали представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ирина Касацкая[14].

Награда Править

Орден Ованес Айвазовский

Географические названия Править

Другие города:

См. также Править

Головинка (Сочи): О сюжете картины «Десант у Субаши»

Избранные произведения Править

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Commons