ФЭНДОМ

Посёлок городского типа
Коктебель
укр. Коктебель
крым. Köktöbel
СтранаУкраина
РегионКрым
ГорсоветФеодосийский горсовет
Координаты44°57′36″ с. ш. 35°14′26″ в. д. / 44.96° с. ш. 35.240556° в. д. (G)
Прежние названияПланерское (1948—1991)
Площадь0,8169 км²
Высота центра~30 м
Население2 841 человек (2001)
Плотность3477,8 чел./км²
Часовой поясUTC+2, летом UTC+3
Телефонный код+380-6562
Почтовый индекс98186

Коктебе́ль (в 1948—1991 гг. Планерское; укр. Коктебель, крым. Köktöbel) — посёлок городского типа на востоке Крыма, в 20 км к юго-западу от Феодосии, на автодороге Феодосия — Алушта. Расположен на побережье Чёрного моря, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг.

Название Править

Существуют две основные версии происхождения названия Коктебель. Согласно первой из них Köktöbel следует переводить с крымскотатарского как «край голубых холмов» (kök — серо-голубой, töbe — холм, el — край, местность). Эту «поэтическую» этимологию названия можно встретить в большинстве путеводителей. Более же обоснованной с научной точки зрения является другая версия. Словом töbel в крымскотатарском языке называют «звёздочку» на лбу у животного. А kök töbel значит «серый [конь] со звёздочкой на лбу». В пользу этой версии говорит существовавшее до середины XX века в Джанкойском районе Крыма село Кара-Тёбель (qara töbel — «вороной [конь] со звёздочкой на лбу»). [1] По-видимому кёктёбель и каратёбель — это названия кыпчакских родов, кочевавших в Средние Века в степной части Крыма.

История Править

Файл:ВП Коктебель десант.jpg

Точная дата основания Коктебеля неизвестна. На плато Тепсень в непосредственной близости от поселка находилось древнее поселение, известное с раннего средневековья. К концу XIX века Коктебель был деревней со смешанным населением из крымских татар и переселившихся в Крым болгар. Современный посёлок Коктебель сложился на основе деревни Коктебель, болгарского хутора Бараколь, греческого хутора Армутлук, русского хутора Кордон и дачного поселка на берегу залива.

С конца XIX века Коктебель превратился в популярное место летнего отдыха. Основателем дачного Коктебеля является местный помещик Эдуард Андреевич Юнге. С 1880-х годов он стал распродавать часть своих земель под дачные участки. Уже с 1890-х годов в поместье Юнге гостили известные писатели, художники, ученые. В Коктебеле в разное время проживали Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Викентий Вересаев, Марина Цветаева, София Парнок и многие другие известные деятели культуры. В 1930-х был основан Дом творчества писателей «Коктебель», существующий и по сей день. В 20-е — 30-е гг. XX века Коктебель благодаря хорошим ветрам на плато Узун-Сырт стал центром планеризма, вследствие чего посёлок в 1948 году получил название Планерское. В 1991 году посёлку возвращено историческое название.

Динамика численности населения Править

Файл:Коктебель Карадаг.jpg

Современный Коктебель Править

Сейчас Коктебель — популярный приморский климатический курорт. В конце XX века поселок приобрел известность как один из центров отечественного нудизма и натуризма.

В доме, где жил Волошин, действует музей поэта. Среди достопримечательностей также можно упомянуть Музей планеризма, Центр Планерного Спорта (ЦПС) «Коктебель».

С 2003 года ежегодно в Коктебеле проводится крупнейший на Украине фестиваль contemporary world and jazz музыки «Джаз Коктебель» (Koktebel Jazz Festival).

Близ Коктебеля расположен Карадагский заповедник.

В последние годы (начиная с 2006-го) Коктебель облюбован танцорами аргентинского танго: на майские праздники здесь проводится Международный танго-кэмп «Крымские каникулы», а осенью — фестиваль «Бархатное танго», на которые съезжаются тангерос из Украины, России, Германии, Австрии, Аргентины, Польши, Турции, Англии, Италии, Франции, США, Канады и др. стран.

Транспорт Править

Автостанция обеспечивает сообщение с городами Симферополь, Судак, Керчь, Феодосия. Постоянно курсируют маршрутные такси.

Галерея Править

Источники Править

Шаблон:Reflist

Ссылки Править

Шаблон:Commonscat

Автономная Республика Крым Crimea Emblem

Шаблон:Черноморские курорты