ФЭНДОМ

Шаблон:Другие значения

Посёлок городского типа
Орджоникидзе
укр. Орджонікідзе
крым. Kaygador
СтранаУкраина
РегионКрым
ГорсоветФеодосийский горсовет
Координаты44°57′48″ с. ш. 35°21′19″ в. д. / 44.963333° с. ш. 35.355278° в. д. (G)
Прежние названияКайгадор, Провато, Провальное,
Двуякорный, Бубновка
Высота центра~30 м
Население2 995 человек (2001)
Часовой поясUTC+2, летом UTC+3
Телефонный код+380-6562
Почтовый индекс98184

Орджоники́дзе (укр. Орджонікідзе, крым. Kaygador, Orconikidze) — посёлок городского типа на юго-востоке Автономной Республики Крым, расположенный между Двуякорной бухтой и Коктебельским заливом.

География Править

Посёлок находится в восточной части Крымского полуострова, на территории Феодосийского городского совета, и расположен в 14 км от собственно Феодосии, за хребтом Тепе-Оба и Двуякорной бухтой. Кроме Двуякорной бухты, посёлок омывается бухтой Провато (часть Коктебельского залива). Мыс Киик-Атлама заканчивается приподнятостью (174 м), которая имеет почти со всех сторон скальные обрывистые берега. Площадь — 605,12 га.

Полезные ископаемые: уголь[источник?] и гипс.

История Править

Файл:ВП панорама орджо.jpg
Файл:ВП в Орджо.jpg
Файл:ВП 2якорная.jpg

В конце века на месте современного посёлка был построен армянский монастырь и крепость под названием Кайгадор. В средние века территория посёлка носила название Провато, здесь находился генуэзский порт[1]. До присвоения посёлку современного названия в 1937 году отдельные части его нынешней территории назывались Провальное и Двуякорный (в настоящее время военный городок «Двуякорный»). Сокращённое местное название — Орджо[1]. В 2007 году, власти посёлка, с целью привлечения туристов хотели переименовать посёлок в «Зурбаган».[2]

В 1911 г. в посёлке началось строительство базы (завода) по испытанию морского оружия. В 1937 г. строится дорога от завода до поворота на Коктебель. На территории завода открылись школа, детский сад.

В 1941 г. посёлок оккупировали немецкие войска. Завод был эвакуирован в г. Каспийск. Фашистами бухта использовалась как перевалочная база. В 1944 г. посёлок был освобождён.

В советское время в закрытом посёлке размещался военный завод «Гидроприбор», производивший торпеды, при Украине переименованный в ОАО «Бухта Двуякорная» и прекративший работу[3]. С 1990-ъ посёлок развивается как курорт.

В 2008 году в посёлке проводился архитектурный фестиваль «Зурбаган».[4]

Социальная сфера Править

Файл:ВП церковь орджо.jpg

Ныне в посёлке функционируют: общеобразовательная школа, 2 детских сада; больница; спортивный комплекс, теннисный корт, стадион; почта, телеграф, филиалы двух банков, библиотека, музыкальная и художественная школы, Дом культуры, кинотеатр, парк; краеведческий музей. Есть 3 детских лагеря отдыха и 3 базы отдыха.

На территории Орджоникидзе установлены памятники Серго Орджоникидзе и Сергею Кирову. Здесь действует православный христианский храм Святого Дмитрия Солунского.

Примечания Править

Автономная Республика Крым Crimea Emblem